Самооценка младших школьников.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания.

 

Самооценка – это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

 

Самооценка начинает складываться в семилетнем возрасте.

 

Самооценка детей младшего школьного возраста неустойчива. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое.

 

А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса.

 

Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

 

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей о заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

 

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

 

Знать самооценку и учитывать самооценку ребенка очень важно. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому поддается воздействию, изменению.

 

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится.

 

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.  Адекватно сформированная самооценка приведет в конечном итоге к личностному самоопределению. 

 Она проявляется в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности.

Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка.  Если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, то его оценка существенно понижается, способствуя появлению чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Когда не нужно хвалить

  1. за всё, что сделано не своими силами
  2. за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  3. за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  4. из жалости
  5. из стремления понравиться

За что стоит хвалить

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

Поддерживайте ребенка:

  1. «Я верю в тебя!»
  2. «Уверена, у тебя всё замечательно получится!»
  3. «Ты справишься!»
  4. «Тебе это под силу!»

Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок.

Приёмы формирования адекватной самооценки ребёнка:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.
  4. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  5. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу.

Педагог-психолог

Васильева Ю.А.

Источник: studbooks.net/800581/psihologiya/samootsenka_mladshego_shkolnika

http://paidagogos.com/?p=8159

 

 

Н

а

ш

и

 

п

л

а

н

ы