ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ Психолог для родителей на тему: "Наши ошибки в воспитании детей"

Введение

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Обещание больше не любить
«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

Мнение родителей: Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. «Мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Совет родителям: Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако, эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – ребенок будет воспринимать вас как людей лживых.

Лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Безразличие
«Делай что хочешь, мне все равно»

Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым.

Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

Слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

Мнение родителей: Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.

Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

Детей надо баловать
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Совет родителям: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

Навязанная роль
«Мой ребенок – мой лучший друг»

Мнение родителей: Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как взрослый человек.

Совет родителям: Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь родители главнейшие люди на свете. Дети даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Больше денег – лучше воспитание

Мнение родителей: Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Совет родителям: Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности. И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Совет родителям: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

Ваше настроение
«Может или нет. Это зависит от настроения»

Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя»

Мнение родителей: Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Совет родителям: Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо. 

Памятка для родителей

 

Несколько слов о наказании.

 

Наказывать и ругать ребенка нельзя

 

  когда ребенок болен, плохо себя чувствует или еще не оправился после болезни

 

  когда ребенок ест                                                  

 

  после сна или перед сном                             

 

  во время игры

 

  во время учебы или работы

 

  сразу после физической и/или душевной травмы (падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача)

 

когда ребенок не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительностью, с любым недостатком

 

когда ребенок проявляется неспособность, неловкость, бестолковость, т.е. во всех случаях, когда у него что-то не получается

 

  когда нам непонятны внутренние мотивы поступка ребенка

 

  когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражены.

 

Поощрение и наказание в семье

 

        Поощрение и наказание  простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать свое отношение к поступкам и проявлениям ребенка.

 

        Я думаю, каждый из вас имеет свое мнение по поводу наказаний и поощрений ребенка, и сегодня мне хотелось бы еще раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.

 

        По опыту я знаю, что люди чаще всего руководствуются мотивом "потому что", хотя логичнее было бы использовать мотив "зачем".

 

        Вполне закономерно, что люди, стремятся к конкретному результату, прикладывают определенные усилия, следуя намеченным путем.

 

        Какими мы хотим видеть своих детей?

 

        Инициативными или комфортными, настойчивыми и упорными или подчиняющимися. Что воспитываем мы в них день изо дня?

 

        Взращиваем ли мы в них уверенность в собственных силах и будущих успехах, или в очередной раз внушаем неспособность, справиться с заданием?

 

        Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание ребенка либо на успехах, либо на неудачах, таким образом, ребенок получает важную информацию о себе, которая ложится в основу "Образа Я" и самооценки ребенка.

 

        Поощрение положительных проявлений и поступков ребенка способствует повышению его уверенности в себе и чувства компетентности, а, следовательно, повышению его самооценки. Постоянное упоминание о недостатках и неудачах ребенка повышают его неуверенность в собственных силах и внутреннюю тревожность.

 

        Именно по этому, желая вырастить сильного и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение.

 

        Очень часто родители поощряют детей за успешное обучение деньгами. Конечно, это самый простой для родителей способ поощрить ребенка, не нужно прикладывать никаких усилий, просто дать деньги. Но для ребенка деньги не являются основной потребностью, намного важнее эмоциональный контакт с родителями , возможность участвовать в совместном деле или просто провести время вместе. Есть еще один аспект материального поощрения - у ребенка не развивается собственно учебная мотивация, не возникает интереса к получению новых знаний, ребенок не научится получать удовольствие от приобретения и использования знаний. К тому же, покупая отметки ребенка за деньги, родители делают акцент не на полученных и усвоенных знаниях, а именно на отметке, а ребенок, в свою очередь, учится использовать различные пути для получения желаемой отметки.

 

        Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов ребенка является эмоциональная реакция родителя. Например, слова родителя "Я горжусь тобой", "Я очень рад за тебя" являются для ребенка лучшей похвалой и придают ему сил. Отличным поощрением для ребенка также является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство для доверия и искренности, в то время как наказания способствуют отчуждению и конфронтации.

 

        Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьезных проступков. Очень важно разделять мелкие и серьезные нарушения. Выбирая способ наказания ребенка, родители должны помнить, что физическое наказание унижает ребенка и способствует негативного "Образа Я". Наказывать лучше, лишая ребенка хорошего, чем делая ему плохое. Для того, чтобы наказание было эффективным и не разрушало доверительные отношения между ребенком и родителями, необходимо соблюдать следующие правила:

 

Наказание должно соответствовать проступку ребенка и помогать его исправить.

 

 Например, если ребенок получил "2", нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению оценки.

 

Ребенок может быть наказан только за свой проступок.

 

Например, если один из братьев получил плохую оценку, не могут быть наказаны оба брата.

 

Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок.

 

Например, родители говорят ребенку, что за беспорядок в комнате он не пойдет в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую игрушку.

 

Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действия, вредят авторитету родителей. Нет смысла постоянно повторять ребенку, если ты сделаешь это еще раз - я тебя накажу, гораздо эффективнее наказать ребенка один раз.

 

Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.

 

        Очень важно, помогать ребенку, разобраться в причинах случившегося, независимо от того, насколько серьезным был проступок. Помогая ребенку выяснить мотивы его поведения, вы способствуете формированию внутренней рефлексии ребенка - способности анализировать свои поступки, их мотивы и последствия. При совершении мелких проступков намного важнее помощь родителей, чем наказание. Помогите ребенку выяснить причину и создайте условия для успешного опыта, тем самым вы заменяете не успешность на успех.

 

        Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления гораздо важнее мифа безупречности.

 

        Независимо от того, какую тактику поощрения или наказания вы выберете, будьте всегда последовательны и предсказуемы, это поможет вашему ребенку понять и принять ваши требования, причины ваших воздействий и последствия своих поступков.

 

Возрастные особенности детей 7 – 8 лет

 

Учебная деятельность становится ведущей.

 

Структура учебной деятельности (Д.Б.Эльконина):

 

1. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить. 

 

2. Учебное действие-это изменения учебного материала, необходимые  для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы  обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

 

3. Действие контроля - это указание на то, правильно ли ученик осуществляет  действие, соответствующее образцу.

 

4. Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной.     Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. Учебная     деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка.

 

Навыки 

 

  1.  Учебно-познавательная        мотивация;                                                                                    
  2. Научные понятия;                                        
  3. Учебной деятельности;
  4.  Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
  5.  Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
  6.  Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).
  7. Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.
  8.  Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.
  9. Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.
  10.  Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
  11.  Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
  12.  Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»
  13.  Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
  14.  Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо. 
  15.  Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.
  16.  Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.
  17.  Заучивать каждый раз что-то одно новое (стих, песню, имена героев и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.

 

Физические

 

 Предлагаем:

 

Интеллектуальные

 

Предлагаем:

 

 Эмоциональные

 

  •  Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
  • Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
  • Ребенок нуждается в любви и опеке.
  •  Старается помочь маме по дому и учителям. 

 

Предлагаем:

 

  1.  Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
  2.  Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».
  3.  Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.
  4.  Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам. 
  5. Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.
  6. Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей. 
  7.  Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.
  8.  Планируйте совместные мероприятия всей семьей. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.
  9.  Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры.
  10.  Может пренебрегать своим внешним видом.
  11.  Использовать прогулки, поездки, лагеря для преподавания духовных истин.
  12.  Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.
  13.  Нравится исследовать все, что незнакомо.
  14.  Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
  15.  Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
  16.  Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
  17.  «Золотой возраст памяти»

 

Социальные

 

Предлагаем:

 

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет

 

Физические

 

 Предлагаем:

 

 Интеллектуальные

 

 Предлагаем:

 

  •  Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
  •  Идти дальше поверхностных фактов, излагать библейскую историю с событиями и именами.
  •  Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно. 
  •  Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
  •  Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
  •  Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
  •  Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

 

Эмоциональные.

 

 Предлагаем:

 

  1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
  2.  Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
  3.  Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
  4.  Ребенок начинает быть самостоятельным.
  5.  Приспосабливается к обществу вне семейного круга.
  6.  Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».   
  7. Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.
  8. Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.
  9. Девочки обычно выглядят старше мальчиков.
  10. Большинство обладает большим аппетитом.
  11. Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).
  12.  Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.
  13.  Необходимо дать правильные знания об этом.
  14.  Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе.
  15.  Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.
  16.  Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.
  17.  Возрастает способность к логическому мышлению.
  18.  Способен к сложному восприятию времени и пространства.
  19.  Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.
  20.  Способен прогнозировать последствия своих поступков.
  21.  Обладает развитым навыком чтения.
  22.  Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.
  23. Давай побольше «пищи» для размышления.
  24. Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не 5. Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе
  25.  Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием.
  26.  Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.
  27.  Постепенно начинает обретать уверенность в себе.
  28.  Обладает энтузиазмом (сильное воодушевление, подъем духа).
  29.  Обладает чувством юмора.
  30.  Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

 

 Социальные

 

Предлагаем:

 

 Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не занимать позиции «я свят для тебя» не изолировать себя от сверстников.

 

            Возрастные особенности детей 11 – 14 лет

 

      Кризис подросткового возраста связан  с новообразованием:  учебная    деятельность производит "поворот"  от  направленности  на мир к направленности на самого себя. Решение вопроса - "Что я такое?"- может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

 

Физические.

 

 Предлагаем:

 

            Интеллектуальные.

 

 Предлагаем:

 

 Эмоциональные

 

 Предлагаем:

 

  •  К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.
  •  Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.
  •  Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.

 

 Социальные

 

  1.  Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи. 
  2.  Желает поскорее стать взрослым.
  3.  Чувствителен к мнению родителей и других взрослых, жаждет понимания с их стороны.
  4.  Начинает обретать навыки общения.
  5.  Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников.
  6.  Увлекает соревновательская деятельность.
  7.  Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста.
  8.  Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.

 

Кризис подросткового  возраста

Признаки

Трудности отношений со    взрослыми;                                                                                              

  •  негативизм;
  •   упрямство;
  •  безразличие к школьным  успехам;   
  • ведение дневников;
  • поиск "душевного убежища",
  • психологическая – начало "поиска  себя";
  •   требование не считать  подростка  маленьким;
  •   требование прав таких же, как у взрослого;
  •   стремление  вести себя "как взрослый";
  •    курение, азартные игры, алкоголь;
  •    особый лексикон;
  •    одежда и косметика;
  •    приемы взрослого поведения: кокетство, ухаживания, развлечения;
  •    "низкая культура досуга" - подражание  особому стилю веселой жизни.
  •     сила;
  •     воля;
  •     смелость;
  •     мужество;
  •     выносливость;
  •    верность в дружбе;
  •   спорт.
  •   сотрудничество со взрослыми в разных видах деятельности, где подросток  помощник взрослого;
  •    возраст наиболее сензитивен  для наставничества (этап возрастного развития ребенка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических функций).
  •    стремление знать и уметь  по-настоящему;
  •    самостоятельная работа по накоплению знаний;
  •    учение приобретает личный смысл и превращается в  самосознание.
  •             После поисков себя, личностной нестабильности у него (к 15 годам) формируется "Я - концепция" - система внутренне  согласованных  представлений о себе, образов  "Я".  Ведущая деятельность -  интимно-личностное общение.

 уходы из школы, пропуски;

Появление своих "тайн"  от взрослых

где никто и ничто не стесняет свободу; 

Подростковые компании

поиск друга, понимающего сверстника                                                                       

Направленность на себя

 физические изменения -     начало полового созревания

 

Центральное новообразование подросткового возраста - "чувство взрослости" проявляется в следующем:

 

  потребность  в признании его взрослости окружающими.

 

 Виды проявлений  "чувства взрослости"

 

(по Т.В.Драгуновой).

 

1). Подражание  внешним признакам взрослости:      

 

 2).  Равнение подростков - мальчиков (и части девочек)  на качества "настоящего мужчины":

 

 3) Социальная зрелость:

 

 4). Интеллектуальная зрелость:

 

    Осознание себя  превращается в социальное сознание,  перенесенное внутрь.

 

Появляется подростковая  дружба и объединение   в неформальные группы. Возникают  яркие,  но обычно сменяющие друг друга увлечения.

 

 

Н

а

ш

и

 

п

л

а

н

ы